Целевая модель наставничества педагогических работников в общеобразовательных организациях
Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей.
Целью внедрения целевой модели наставничества
- является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности
- создание системы правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых условий применения наставничества в общеобразовательных организациях, для обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения, взаимообогащения, личностного развития педагогических работников, самореализации и закрепления молодых/начинающих педагогов в профессии
Задачи ЦМН ПР ОО:
- способствовать формированию единого научно-методического сопровождения педагогических работников
- содействовать развитию механизмов формирования персональной траектории профессионального развития педагога
- оказывать помощь в реализации различных форм наставничества и содействовать развитию стратегических партнерских отношений в сфере наставничества
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, путем формирования условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом
Принципы ЦМН ПР ОО:
- принцип научности
- принцип признания способности личности к саморазвитию, стремления ее к самосовершенствованию
- принцип системности и стратегической целостности
- принцип легитимности
- принцип обеспечения суверенных прав личности
- принцип добровольности, соблюдения прав и свобод учителей, свободы выбора
- принцип полифункциональности, учета многофакторности
- принцип вариативности
- принцип аксиологичности
- принцип личной ответственности
- принцип индивидуализации и персонализации наставничества
- принцип равенства
Технология наставничества активно используется для решения проблем, с которыми сталкиваются педагоги, в том числе:
проблемы молодого специалиста в новом коллективе,
проблемы педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания.